Клуб газовиков
   

   

Вход   Регистрация   Профиль   Выход
Приветствую Вас, Гость · RSS 17.11.2018, 07:15

Эксперты форума газовиков [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Газовый форум » Газовая промышленность » Производственные и юридические аспекты » Могут ли газопроводы быть объектами приватизации? (Проблема погашения задолженности теплоснабжающих организаций)
Могут ли газопроводы быть объектами приватизации?
OneДата: Понедельник, 13.08.2018, 16:25 | Сообщение # 1
Группа: Пользователи
Сообщений: 9
Статус: Offline
Проблема погашения задолженности теплоснабжающих организаций может быть решена путем передачи газопроводов, являющихся муниципальной или государственной собственностью в счет погашения указанной задолженности.

Однако, складывающаяся судебная практика по вопросу приватизации газопроводов противоречива. Так, Верховный Суд Российской Федерации (Определение от 07.09.2017 №308-ЭС17-11970) поддержал выводы судов апелляционной и кассационной инстанций (дело №А32-23355/2016), которые признали недействительным договор купли продажи газопроводов, заключенный между администрацией муниципального образования и обществом (сетевой компанией), придя к выводу, что спорные объекты не могут являться объектом приватизации в силу прямого запрета закона о приватизации (п.1,3,4 статьи 30 Федерального закона от 21.12.2001 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»). В тоже время, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление от 15.02.2018 по делу №А66-5147/2017) поддержал выводы, сделанные судом первой инстанции о том, что заключенные между администрацией и обществом (ГРО) договоры купли-продажи не противоречат законодательству о приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку проданные на торгах газопроводы не входили в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, а находились каждый обособленно в казне муниципального образования как отдельные объекты, в связи с этим они могут быть приватизированы в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона о приватизации.

Необходимо подготовить юридическое заключении и дать ответ на следующий вопрос - могут ли газопроводы быть объектами приватизации?
 
GIPДата: Четверг, 16.08.2018, 11:47 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 85
Статус: Offline
Анализ представленной информации, норм действующего законодательства и судебной практики по изучаемому вопросу позволяют сделать следующие выводы.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества в Российской Федерации регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нормами Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Далее – «Закон о приватизации»).

Статьей 1 Закона о приватизации, приватизация определена как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Способы приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации определены в ст. 13 указанного Федерального закона.

Статьей 30 Закона о приватизации установлены особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Из абз. 6 п. 1 ст. 30 Закона о приватизации следует, что объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе: объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Вместе с тем, п. 3 данной статьи установлено, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом, согласно п. 4 приведенной статьи, обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации таких объектов.

Таким образом, системное толкование ст. 30 Закона о приватизации дает основания полагать, что объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения можно разделить на объекты, оборот которых запрещен (не подлежащие приватизации, следовательно, такие объекты могут находиться только в государственной или муниципальной собственности), и на объекты, ограниченные в гражданском обороте, то есть не изъятые из оборота полностью, а такие, которые могут быть предметом отчуждения, но с соблюдением предусмотренных законодательством условий и процедур.
Если объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения разрешены для приватизации, но не включены в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, то они приватизируются самостоятельно в соответствии с общими правилами приватизации, установленными Законом о приватизации. При этом исключением из общих правил приватизации является обязательное условие сохранять назначение объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в течение определенного срока после приватизации.

Для объектов энергетики, в свою очередь, запрет на их приватизацию действует при условии, если они используются для обслуживания жителей соответствующего муниципального образования.

Таким образом, при совершении сделки по отчуждению газораспределительных сетей, находящихся в собственности муниципальных образований в пользу физических и (или) юридических лиц, при условии признания имущества объектом энергетики, который используется для обслуживания жителей муниципального образования, существует риск признания такой сделки недействительной, с применением двухсторонней реституции, поскольку приватизация таких объектов прямо запрещена Законом – ст. 30 Закона о приватизации.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки являются способами защиты нарушенного права. Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе (п. 2 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

О том, что подобные сделки запрещены в силу закона, а, следовательно, ничтожны, свидетельствует и судебная практика.

Так, Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа, в Постановлении от 16 апреля 2013 года по делу № А79-9788/2012 по иску заместителя прокурора Чувашской Республики о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества (электроснабжение улицы) указал: «...При условии признания спорного имущества объектом электроэнергетики суды первой и апелляционной инстанций на законных основаниях удовлетворили требования Прокурора, поскольку приватизация таких объектов прямо запрещена законом – статьей 30 Закона о приватизации…».

Федеральный Арбитражный суд Уральского округа, в Постановлении от 13 февраля 2014 года № Ф09-14334/13 также указал: «…На основании абз. 6 п. 1 ст. 30 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества объекты социально-культурного назначения и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в том числе: объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Данной нормой права установлен запрет на приватизацию используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения, а также указано, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2012 № 16662/11…». Высший Арбитражный суд Российской Федерации согласился с позицией судов нижестоящих инстанций, следствием чего явилось Определение от 14 мая 2014 года № ВАС-5260/14 об отказе в передаче дела в президиум ВАС РФ.

Указанная позиция также находит свое отражение в Постановлении Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10 марта 2016 года по делу № А44-7368/2015, в Постановлении Первого Арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2013 года по делу № А79-9488/2012, и в Постановлении Первого Арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2013 года по делу № А79-9489/2012. Следует отметить и правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 10 апреля 2012 года № 16662/11: «Федеральный закон № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не разрешает приватизацию используемых по назначению для нужд населения объектов, указывая, что эти объекты должны находиться в муниципальной собственности. Указанные в ст. 30 объекты относятся к тем объектам, приватизация которых на основании положений Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не допускается».

Вместе с тем, в соответствии с п. 2 ст. 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в п. 1 ст. 30 Закона о приватизации, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, разрешенные для приватизации, но не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия, могут приватизироваться отдельно в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, установленное в п. 1 ст. 30 Закона о приватизации ограничение оборотоспособности объектов энергетики, в том числе и газопроводов касается случаев включения указанного имущества и его приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия и исключает приватизацию лишь отдельных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения при их нахождении в имущественном комплексе неспециализированного унитарного предприятия и предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.

Отвечая на вопрос Общества о том, могут ли газопроводы быть объектами приватизации, следует отметить Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 июля 2018 года № Ф07-5003/2018, в котором суд, отказывая Прокуратуре в удовлетворении требований о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества, указал, что поскольку спорные газопроводы не входили в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, а находились каждый обособленно в казне муниципального образования как отдельные объекты, они могли являться объектами приватизации.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что если сети не входят в состав имущественного комплекса унитарного предприятия, находятся обособленно в казне муниципального образования как отдельные объекты, и не являются единственными объектами электроэнергетики на территории конкретного поселения, предназначенными для обслуживания (поставки газа) населения, такие объекты могут являться объектами приватизации в силу приведенных выше норм действующего законодательства Российской Федерации. Обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Запрет на приватизацию объектов энергетики, в силу абз. 6 п. 1 ст. 30 Закона о приватизации, действует при условии, если они используются для обслуживания жителей соответствующего муниципального образования.
 
ulegcgДата: Четверг, 06.09.2018, 20:02 | Сообщение # 3
Группа: Пользователи
Сообщений: 1
Статус: Offline
is online generic cialis safe http://canada-pharmaci.com
<a href=http://canada-pharmaci.com>buy cialis online</a>
 
Газовый форум » Газовая промышленность » Производственные и юридические аспекты » Могут ли газопроводы быть объектами приватизации? (Проблема погашения задолженности теплоснабжающих организаций)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Главная | Новости | Статьи | Файлы | Магазин | Форум | Работа | Словарь

 Клуб Газовиков
 Обратная связь
 Эл. почта: clubgas@mail.ru
 
Яндекс.Метрика